Афера с флотским спасателем «Игорь Белоусов» — это первый бой, который ВПК дает новому министру обороны. Тот самый случай, когда проиграв одно сражение, можно проиграть войну
25.02.2013
«Многоуважаемый господин Министр обороны <Российской Федерации>!
Я, генеральный менеджер компании «Драсс…»1 Серджио Каппеллетти, вынужден… проинформировать Вас о беспрецедентном случае плохого управления и смешивания личного и общественного интереса при исполнении государственного контракта. Компания, которую я имею честь возглавлять, является… лидером на мировом рынке разработки и производства глубоководных водолазных комплексов… Этим, в частности, определяется выбор нашей компании как разработчика и изготовителя наиболее ответственных и важных составных частей глубоководного комплекса, который должен быть установлен на <российском> военном спасательном судне, строящемся на Адмиралтейских верфях…
В течение 2,5 года… мы в полном объеме исполняли свои обязательства… В этот период мы столкнулись с постоянными попытками российской коммерческой компании <…> стать посредником между разработчиком, изготовителем и российским флотом. Название этой компании — «Тетис ПРО», и она находится в Москве… Я отказал компании «Тетис ПРО»… Однако события последнего времени показали, что эта компания добилась своей цели…»
Это письмо генерального директора компании «Драсс»Серджио Каппеллетти датировано 14 декабря 2011 года. Аналогичные письма были отправленны директору завода «Адмиралтейские верфи» и вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Итальянский бизнесмен пытался обратить внимание высокопоставленных российских чиновников на тревожную ситуацию, которая, в свою очередь, грозила поставить крест на проекте 21300 — спасательном судне «Игорь Белоусов», предназначенном для спасения подводников из затонувших подводных лодок.
Проект, который хотя бы в память о членах экипажа АПЛ «Курск» должен был стать безусловным военным, политическим и национальным приоритетом… Изложенные в письме факты нуждались в проверке. Но ее не последовало. Никакого ответа на свои письма Серджио Каппеллетти не получил.
Хроника пикирующего…
Решение о строительстве российского спасателя было принято сразу после гибели «Курска».
В 2001 году выдано тактико-техническое задание (ТТЗ) на создание спасателя и заключен контракт с головным проектантом ОАО «ЦМКБ «Алмаз».
В 2002 году «Алмаз» заключает контракт с нижегородским специализированным КБ «Лазурит» на проведение опытно-конструкторской работы по проектированию и изготовлению основной «начинки» спасателя — глубоководного водолазного комплекса (ГВК-450).
В 2005 году техпроект судна утвержден, заключается государственный контракт, и на «Адмиралтейских верфях» в Питере закладывается «Игорь Белоусов».
В 2006 году верфи заключают контракт с «Лазуритом» на разработку РКД и создание опытних составляющих ГВК-450.
В 2009 году «Лазурит» по согласованию с «Адмиралтейскими верфями» и Минобороны привлекает для разработки комплекса итальянскую фирму Drass Galeazzi Underwater Technology S.r.l.
К концу 2011 года опытно-конструкторские работы по созданию ГВК-450 готовы на 80%: полностью разработан технический проект, большая часть оборудования произведена и находится на стадии стендовых испытаний, потрачен 1 млрд рублей…
31 января 2012 года министр обороны Сердюков аннулировал контракт по разработке отечественного ГВК-450 и утвердил следующее решение: «…Изучив состояние вопроса о серийно выпускающихся ГВК зарубежного производства… решили: для оснащения головного спасательного судна «Игорь Белоусов»… принять вариант серийной поставки ГВК-450 на базе имеющихся в наличии зарубежных ГВК…
Определить ОАО «Тетис Про» совместно с зарубежным изготовителем ГВК фирмой DIVEX (Великобритания), официальным дилером которой является в России ОАО «Тетис Про», поставщиком серийного ГВК-450 для головного спасательного судна проекта 21300…»
Стоимость нового контракта — 1 млрд 380 миллионов рублей. Сразу после подписания «Тетис ПРО» получает беспрецедентный аванс — более 70% от всей суммы контракта.
Дополнение № 5
Одновременно в 2012 году тихой сапой проводится Дополнение № 5 к ТТЗ на «Игоря Белоусова». Согласно этому документу ранее заявленные в проекте требования (перечень задач) к ГВК-450 полностью исключены.
Грубо говоря: промышленность обязуется поставить водолазный комплекс. Но при этом не дает никаких гарантий, что он сможет обеспечивать спуск водолазов и спасение подводников.
Это — юридическая страховка для ОАО «ЦМКБ «Алмаз» и «Адмиралтейских верфей», а в целом — для Объединенной строительной корпорации (ОСК): если российский спасатель окажется непригодным для использования, Дополнение № 5 не позволяет госзаказчику (Минобороны) предъявить претензии промышленности. Сделано это было не случайно…
Проблема в том, что серийного иностранного ГВК-450, на который министр Сердюков щедро выделил 1 млрд 380 млн рублей, НЕ СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ. Ни одна западная фирма, включая Divex, никогда не разрабатывала, не производила (тем более серийно) и не поставляла глубоководные водолазные системы, созданные с учетом российских требований к военной технике и правил водолазной службы, обеспечивающие одновременно спуск водолазов до 450 м и спасение подводников.
Об этом написано даже в официальном пресс-релизе на сайте шотландской компании.
«Divex are to design, manufacture and supply a 450 metre rated deep saturation diving system for… Russian Admiralty…. The system is a unique design…»2
Ливорно
Глубоководный водолазный комплекс для российского судна-спасателя невозможно купить. Его можно только СОЗДАТЬ.
Это отчетливо понимаешь именно в Италии, в Ливорно, в огромном производственном цехе фирмы «Драсс».
Этот цех при головном офисе компании — основная площадка для инжиниринга. Именно тут конструкторская мысль (в «Драссе» говорят: «дизайнерское решение») воплощается в реальность. Основные производственные мощности «Драсса» — в Румынии.
Вместе с Серджио Каппеллетти мы пробираемся к дальней стене цеха. Все российское оборудование, произведенное «Драссом» для российского ГВК, — в этом экспериментальном цехе. Потому что оно само по себе уникально (Серджио предпочитает говорить «нестандартно»). Дорогое (как все нестандартное) оборудование укрыто пленкой и толстым слоем пыли. От пыли чешется нос и слезятся глаза. Под пленкой — все полностью русифицировано.
— Мы не пишем на своем оборудовании по-русски for fun!3 — язвительно замечает господин Каппеллетти.
Я встаю за пульт управления ГВК-450. Серджио меня фотографирует. Так мы инспектируем все 15 из 17 изделий. Высокотехнологичных, созданных специально под российские требования и правила водолазной службы…
— Более тысячи требований! — В голосе Серджио Каппеллетти отчетливо звучит ярость. — Мы переделали все наши системы, чтобы они соответствовали вашему проекту! И теперь вы заявляете, что никакого оборудования нет?! (Следует по-итальянски экспрессивный жест в сторону складированной в углу техники.)
Большая часть проплачена Россией. Серджио смеется: «Вообще, это довольно необычно, когда тебе дают 3 млн евро, а потом не хотят забирать готовую продукцию…»
Судьба нестандартного оборудования совершенно не понятна. Продать или использовать его «Драсс» не может, может лишь разобрать на запчасти.
Довольно существенная часть оборудования изготовлена на деньги «Драсса». В том числе и два дорогих мембрановых компрессора, специально изготовленных под специфику российского ГВК на заводе в Германии. Лишь два завода в мире делают компрессоры для газовых смесей высокой степени очистки. такие технологии использует только NASA (то есть для космоса, а не для водолазных систем).
Главный инженер проекта Энрико образно объясняет:
— Компрессоры, которые используются в западных водолазных системах, — это «Вольво». А вы заказали «Ламборджини»…
Цена компрессора — более 300 тысяч евро. Хранение — 25 тысяч евро в год. Для России, конечно, не деньги…
— Сколько мы остались вам должны? — осторожно спрашиваю я Серджио.
— Неоплачены счета на 3 млн 300 тысяч евро. В арбитражном иске мы заявили также расходы на переделку оборудования под ваши требования и издержки за хранение. Около 4 млн евро в общей сумме.
— Всего! — вырывается у меня…
Серджио смотрит на меня с сожалением…
В ноябре 2011 года итальянское оборудование должно было проходить стендовые испытания и российскую приемку. Вместе с сотрудниками «Лазурита» в Ливорно должен был прилететь представитель завода «Адмиралтейские верфи». Но директор завода Александр Бузаков от поездки в Ливорно отказался.
— Метод работы Бузакова: мы 3 месяца пытались договориться о встрече, и все 3 месяца «его не было в офисе», — рассказывает Серджио. — Потом я просто прилетел в Питер и поставил Бузакова перед фактом. Он меня выслушал, посмотрел всю документацию, все понял и… прекратил все контакты с «Драссом».
Тут Серджио интересуется:
— Я не понимаю, как люди сохраняют свое место, после того как подсунули министру обороны контракт на не существующую водолазную систему?
Молчу.
Серджио: «Это было в марте 2010-го. В Нью-Орлеане проходил салон Underwater International. К стенду «Драсс» подошли двое русских. Визитки храню. Заговорили о нашем контракте с «Лазуритом» и предложили сделать «Тетис ПРО» своим дилером для выполнения этого контракта. Я спросил: зачем мне это надо? Они ответили: «Контракт с «Тетис ПРО» необходим не только для того, чтобы случились хорошие вещи, но и для того, чтобы не случились плохие…»
Молчу.
— Вы знаете, — улыбается Серджио, — мы тут в Италии в общем-то знакомы с языком мафии…
На всех совещаниях в Минобороны по спасателю представители промышленности утверждают, что никакого оборудования у «Драсса» нет, а лазуритовский ГВК — плод богатого воображения руководителя бюро Михаила Вайнермана.
Это неправда.
«У нас есть готовый проект ГВК для «Игоря Белоусова», — говорит Серджио Каппеллетти. — Мы на 3 года опередили конкурентов, при условии, конечно, что они пойдут по нашему пути и попытаются сделать жизнеспособный проект. Но проблема в том, что они не смогут создать лучшую систему. Они будут вынуждены повторить наш путь или воспользоваться нашей интеллектуальной собственностью, что является нарушением международного права. Ну а если им облегчают техническую задачу, снижая характеристики комплекса и перечень задач спасателя, — то зачем тогда вам это нужно?»