«Срамная. Встреча на реке Катере». День Седьмой. 11 июля 2012 г.
Встали поздновато, даже я спал дольше обычного. Паша с Мариной уже давно на ногах, дежурство. Суп утром, замечательно тонизирует. Недолгие сборы, Пушистый во время завтрака успевает поменять масло в переднем редукторе. Сегодня нас ждет Срамная. После которой, если пройдем, собственно, зимник заканчивается. Вообще, если бы не высота бродов и Срамная, (а так же глыбовые ручьи) – зимник проходим на любом стандартном джипе, ну может еще с лебедкой.
Про Срамную, а в некоторых источниках ручей Срамной, рассказывают интересные вещи. Русло у речки меняется ежегодно. Валуны, перекатываются с места на место водой с впечатляющей легкостью, изменяя авто-форватер до неузнаваемости. По большой воде, перевернуть там УРАЛ или КамАЗ лаптежник, раз плюнуть.
Поэтому, мы понимаем, сегодня последний, но довольно ответственный участок пути. Всего-то 30 километров до выхода.
По дороге я набираю воды, потому что вся что была, закончилась на безводной стоянке. Попадаются болотинки, но вполне проезжаемые. Переезжаем вброд какую-то речку, широкую, но мелкую, спуск к ней с уклоном, опять висим по очереди друг у друга на подножках. Павел проехал левее, вертикальный спуск, но без уклона, задний свес на коротком Прадо практически отсутствует, мы бы попами там сели точно. Марина, занятая фотографированием осталась с нами. Так и ехала на нашей подножке с Алексеем. Подъем и спуск с небольшого перевала, практически проселок-хайвей. Пришлось повышенную включать и вот она, Срамная. Сначала прижим, но без кренов и камни так себе. Потом дорога уходит вброд на тот берег, снова на этот и так несколько раз. Камни уже большие, смотреть надо в оба. Река зажата скалами с двух сторон. И вот самый длинный и сложный участок. Глыбы здоровенные, навалены хаотично, ползем. Для себя сделал несколько выводов: не курить, чтобы держать руль крепко двумя руками, не торопиться и внимательно смотреть на впередиидущего Степича. Точнее, на его ошибки. Штурман моя, все- таки женщина, опыта мало. Знаки, которые она мне подает, сурдоперевод отдыхает! Наконец понял: нежное ПА рукой, ладошкой в мою сторону, значит «Медленнее». Блин, кто тебе сказал, что Прадо 78 с мокрыми колодками вообще тормозит? Смотрю на Леху, бегущего впереди Степиной машины, смотрю на его знаки. Степич ударяется бампером, стандартным. Замял. Еще раз, бум-с. Я в одном месте тоже тюкнулся, но силовому, по-барабану. Все. Прошли. Выезжаем на берег, река и горы ушли правее, дорога левее. Бурхан. Многие, заходящие с севера, только до него и доезжали. Выходили видимо, глядь, а дороги-то дальше и нет. Бурханили и уезжали обратно. В двух местах у меня тоже было впечатление, что дальше проехать, значит поставить физику раком. Ну невозможно, и все тут. На бурхане, останавливаемся, наливаем. Мы с Пушистым, нарушаем уже сложившуюся традицию, пьем за Срамную, за пройденный 110-й, не по три, а по пять! Можно. Виктор находит значок автопробега «Калининград-Владивосток», вообще, пока мы прыгали по камням, Виктор облазил все горы вокруг реки, выбирая ракурсы. Мусора на этом бурхане уже прилично, напоминание, что мы прибыли в цивилизацию. За весь уже пройденный маршрут, мы, даже пустой пачки сигарет не бросили, весь мусор сжигали.
Мы прошли «сто десятый». Прошли мечту вело-мото-квадро-снего-джип туриста. Прошли, относительно легко. Благодаря отличной технической подготовке, слаженной команде, психологической совместимости, грамотному планированию. Пока еще, на бурхане, мы это даже не поняли. Осознание придет позже. Очень красивые пейзажи, горные системы, хребты с гольцами, долины рек, море растительности, буйство природы. Впечатлили масштабы строек тех лет. 110-й, это лишь микроскопический участок, вспомогательная, запасная грузовая дорога к БАМу. Запоздалая гордость за несуществующую уже страну, за ее комсомол, за вселенские масштабы строек века.