«Комсомольская правда» в рамках совместного проекта по разоблачению недостоверной информации проверила эту информацию.
И выяснила, что ничего общего с реальностью она не имеет.
- Все это звучит, как недоразумение, - признается автоюрист Дмитрий Славнов. – В законе действительно прописаны допустимые нормы вредных выбросов и предусмотрена ответственность за их несоблюдение. Но они никак не привязаны к возрасту автомобиля. И никаких изменений в соответствующую статью КоАП не вносилось.
По действующему законодательству, количество загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобиля должно соответствовать экологическому классу, который указан в документах на машину. Если модель обязана соответствовать, например, нормам «Евро-3», а проверка показала обратное, владельцу выпишут штраф. Но не 2000, и тем более не 5000, а 500 рублей.
У совсем старых машин экологического класса вовсе может не быть – в этом случае их относят к «транспортным средствам, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов». Они все равно должны соответствовать требованиям по выбросам СО (углекислого газа), которые прописаны в техническом регламенте Таможенного союза, но никаких дополнительных ограничений по возрасту автомобиля в экологических нормах нет. Вписываешься в необходимые показатели – езди себе на здоровье. Хоть на 10-летней, хоть на 50-летней машине.
Сами показатели проверяются во время техосмотра. Но с февраля 2022 года он стал обязательным только при постановке на учет автомобиля старше четырех лет либо при внесении существенных изменений в конструкцию. Прежние обязательные ежегодные проверки упразднены (это, впрочем, не касается коммерческого транспорта). Теоретически, замерить уровень загрязняющих веществ в выхлопе могут и сотрудники ГАИ - с помощью сертифицированного газоанализатора. Чем они периодически и занимаются (равно как и замерами уровня шума, за превышение которого тоже положен штраф), в том числе – в рамках профилактических рейдов.
- Но тут все просто. Есть превышение – вот квитанция на 500 рублей. Нет – можно ехать спокойно. Возраст автомобиля, показатели, на которые превышена норма, значения не имеют и на сумму штрафа никак не влияют, - добавляет Дмитрий Славнов.
Ну и совсем нелепо выглядит требование о возможной принудительной утилизации автомобиля… Заставить владельца сдать машину на лом государство не может. Ведь даже в случае запрета на эксплуатацию он может просто поставить ее у себя во дворе. Ездить на ней будет нельзя, но и утилизировать необязательно.
KP.RU