'bitrix:im.messenger' is not a component

Автор Тема: Прадо на трассе зимой  (Прочитано 266026 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

dobriyzloy

  • Старлей
  • **
  • Репутация: +6/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 118
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2280 : 16 01 2024, 13:32:57 »

Ну нет же! При скользком покрытии следует включать блокировку распредкоробки, но не гнать, и это реально помогает!
помогает от чего?
Записан

leonmgdn

  • Капитан
  • ***
  • Репутация: +16/-0
  • В сети В сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 316
    • TLC Prado 150 Luxe 1GR
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2281 : 16 01 2024, 14:06:43 »

"Споры в форумах и курилках не утихают: надо ли блокировать межосевой дифференциал на скользких зимних дорогах? фанаты полноприводников давным-давно разбились на два лагеря и отстаивают свою правоту до хрипоты. Одни с пеной у рта доказывают, что блокировка межосевого дифференциала помогает держать обледенелый асфальт, другие готовы зуб отдать, что лишь мешает.

Чтобы поставить точку в споре, мы погрузили в "Ниву" два десятка конусов, измерительный комплекс "Датрон" и отправились на заснеженную площадку полигона НТЦ ВАЗа.

Все заезды проводим на однородном покрытии, при температуре воздуха минус 9-10 градусов. Шины - старенький зимний нешипованный "Мишлен" размерностью 175/80R16.

Начнем с разгона на однородном скользком покрытии. Задача - тронуться и как можно быстрее набрать скорость. Дистанция - 50 м. Трогание и разгон на первой-второй наиболее показательны - с переходом на высшие передачи колеса пробуксовывают гораздо меньше. Повторяем несколько разгонов с блокировкой и без.

Чуда, разумеется, не произошло: время практически одинаково. В такой ситуации блокировка не помогает. Коли так, зачем ее включать? Другое дело, если асфальт чередуется с пятнами снега и льда - тогда блокировкой лучше воспользоваться.

Движение в повороте. На снегу мы раскатали до блеска круг. Диаметр сделали таким, чтобы руль был повернут на один оборот от среднего положения. Таким образом, передние колеса оказались вывернуты на довольно большой угол, но при корректировке траектории оставалась возможность довернуть баранку. Теперь выставляем круговой коридор из конусов: внутренние расположили по диаметру 18,5 м внешние на 24,5 - так, чтобы ширина проезда составляла 3 м.

Для начала я езжу вкатыванием, на грани скольжения, опять-таки переключая рычаг раздатки. Газ придерживаю в обоих случаях: без блокировки автомобиль норовит заскользить наружу колесами передней оси. С заблокированным дифференциалом уберегаю от заноса заднюю ось.

А приборы твердят, что время прохождения круга в незаблокированном состоянии не намного, но меньше, чем с блокировкой. Средняя скорость - 14,8 км/ч против 14,2. Разница вроде небольшая, почти 4%. И все же становится ясно, что автомобиль с блокированным дифференциалом сорвется в скольжение при меньшей скорости, чем без блокировки. А скольжение для большинства водителей равносильно потере управляемости.

Теперь повторяю упражнение, но уже с увеличением скорости, переходя в скольжение. Условия прежние - удержать машину в трехметровом коридоре, то есть не пускать в глубокий занос.

Без блокировки руль приходится повернуть на больший угол, чем потребовалось бы на сухом асфальте, то есть почти до упора. Чуть поигрывая газом, вызывая пробуксовку и снос передка, заставляю идти "Ниву" не по минимальному радиусу, а по большему, по требуемой траектории. При определенных навыках это довольно просто: добавил газ - увеличил радиус траектории, сбросил - уменьшил.

С блокировкой - наоборот, руль нужно слегка "распрямить", так как занос задней оси сам доворачивает автомобиль. Но этот занос надо удерживать в начальной фазе, не давая ему развиваться. Иначе полноприводник того и гляди сметет "хвостом" фишки внешнего радиуса. По субъективным ощущениям, в этом режиме скорость самая высокая, а что показывают приборы?

Наиболее быстрым все равно остается незаблокированный вариант, хотя в обоих режимах трансмиссии скорости практически одинаковы.

Вывод таков - даже в начальных фазах скольжения блокировка не помогает, хотя разница в предельных скоростях с блокировкой и без нее становится заметно меньше, чем при движении вкатыванием.

Короткая "змейка". Конусы ставим с шагом 7,5 м, заезд "туда и обратно" с разворотом при минимальном радиусе. Общая длина дистанции - 120 м. Ехать приходится, естественно, без скольжений - иначе в створ не попасть. Без блокировки машина, как и прежде, норовит уехать прямо и при входе в поворот, и на дуге. А вот с блокировкой ситуация несколько изменилась - при входе в поворот машина "принимает" маневр неохотно, норовит ехать прямо, а при движении по дуге стремится соскользнуть в занос.

Итог - без блокировки заезд, не переходящий в скольжение, оказывается быстрее примерно на 4%.

А теперь "змейка" подлиннее. Расстояние между конусами увеличиваем до 15 м, разворот исключаем. "Трасса" получилась более плавная и скоростная. Мягкие повороты позволили поворачивать руль на меньший угол. Самый быстрый результат здесь, как и на короткой "змейке", достигается на грани скольжений. Скорость заметно возросла, а вот разница между "с блоком" и "без" снизилась почти в два раза - только 2%. Естественная закономерность - чем плавнее повороты, тем меньше влияние блокировки.

Танцы на льду на "Ниве" лучше всего исполнять с включенной блокировкой. В таком режиме она скользит более прогнозируемо. Вписывается передними колесами в поворот только при сбросе газа, хотя и менее охотно, чем при выключенной блокировке. Зато "подкрутить" заднюю ось в заносе удается только при заблокированном дифференциале. Вообще-то, самым быстрым будет завинтить машину перед входом в поворот, поставив ее боком - и уже так прописывать радиус. С выключенной блокировкой вызвать "подправляющий" занос, увы, практически невозможно. Впрочем, дороги общего пользования не полигон и с такими манерами соваться на них негоже.

При торможении юзом положение рычага блокировки безразлично - все равно все четыре колеса скользят. Если же тормозить "на грани", то на смешанном покрытии заблокированный дифференциал оказывает и вовсе медвежью услугу. Как только одно из колес попадает на более скользкий участок дороги, оно мгновенно срывается в юз. Другое, связанное с ним через межколесный дифференциал, пытается вращаться в два раза быстрее - блокировка-то включена и "лишний" момент не может уйти на другой мост. Из-за разнородного покрытия машину начинает разворачивать.

Резюме. Заблокированный дифференциал снижает скорость прохождения скользких поворотов вкатыванием. Скорость, при которой автомобиль начинает оскальзываться на дороге при включенной блокировке ниже. Вредность блокировки зависит от крутизны поворотов и коэффициента сцепления колес с дорогой. Чем круче повороты и более скользкое покрытие - тем раньше полноприводник с заблокированным дифференциалом потеряет управление. На практике это означает, что на льду ваш автомобиль вдруг откажется поворачивать - поедет прямо. Либо уже на дуге поворота при легком добавлении газа его развернет поперек дороги, а то и вовсе задом наперед.

Помочь в троганье и повысить эффективность разгона блокировка, увы, не в состоянии. Если, конечно, на дороге однородное покрытие, а не мозаика из островков льда, снега и чистого асфальта. К тому же блокировка при торможении может помочь потерять контроль над автомобилем.

А тем, кто любит погонять по льду замерзшего озера, дифференциал лучше заблокировать. Тогда машина ведет себя в скольжениях более понятно и однозначно.

Общий вывод: блокировка межосевого дифференциала повышает проходимость автомобиля и ухудшает управляемость на скользких дорогах."


Тестирование "За рулём"

Надеюсь вопрос закрыт.
Записан

WalterSkinner

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +162/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 1158
  • Город: Питер
    • Prado 2,7 2021
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2282 : 16 01 2024, 16:43:01 »

leonmgdn, Все там верно написано, не учтено только одно, и оно немаловажно, - личные вкусы и предпочтения каждого водителя.
Поясню. Описанные в статье тесты - сухой остаток, выявленный при замерах показателей, выданных хорошо подготовленным водителем. Примерно столь же очевидно, что переднеприводная машина пройдет один и тот же поворот быстрее заднеприводной, и медленнее полноприводной (при прочих равных, естественно). Однако, для подавляющего большинства приятнее будет мести хвостом на заднем приводе, и безопаснее тоже. Потому что более понятно: газа поддал - пошел занос, скинул - занос гасится. Эффектно, человек думает, что что-то умеет, девушки в восторге. На переднем все уже не так просто, но при умении - более эффективно. На полном еще сложнее, и еще быстрее.
Так и в рассмотренном случае - да кому как больше нравится, кому как понятнее, как машина ведет себя, как безопаснее. И разница в 4% на практике это неощутимая погрешность. Лично мне ближе и понятней поведение без блокировки, но если кто-то полжизни управлял парт-таймом, совершенно ясно, что его выбор будет за блокировкой, и это хорошо - так ему понятней, а значит, его езда безопасней.
ПС. То, что трансмиссия испытывает при этом повышенный износ, - тут споров быть не может.
Записан

Edison

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +99/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 1193
  • Город: Москва
    • Комфорт 2.8d 2017
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2283 : 16 01 2024, 17:01:06 »

WalterSkinner, лично знал чела который "полжизни управлял парт-таймом", возил жопу моего брата более 10 лет с конца того века из  Сургута на Лянтор и по месторождениям на L200. Был профессиональным водителем и раннее ездил на Уазике, Урале, Кавзике и ещё не знаю на чём. Он уверял меня, что надо обязательно включать передок (межосевого дифа там не было). Откатав так много лет и однажды чудом избежав полёта в ручей (отбойники спасли) с главбухшей (брату повезло, его случайно там не оказалось, а то бы то же обосрался), перестал включать передок и до пенсии катал зимой и летом L200 только на заднем приводе. Передний подключал только на промысловых дорогах без асфальта.
Кому как повезёт. Не доведись ему проезжать тот ручей, так и помер бы, не понимая кинематики процесса, в уверенности, что нужно межось блокировать....но это из-за отсутствия образования и мракобесия  >:D (уже был интернет и можно было разобраться в интересующих вопросах).
Записан

WalterSkinner

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +162/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 1158
  • Город: Питер
    • Prado 2,7 2021
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2284 : 16 01 2024, 17:34:07 »

Edison, есть и частные случаи. Основная моя мысль - что в выборе режимов езды нельзя руководствоваться только сухими фактами, но нужно принимать во внимание и индивидуальные навыки. А они складываются из опыта.
Не факт, что тот чел, о которым ты пишешь, не попал бы в такую ситуацию и на фулл-тайме, правда? Все бывает, просто у него вот такой кейс случился и перевернул его взгляд на жизнь. Я тоже однажды чуть не помер от отравления, но это ж не значит, что весь мед в сотах - яд :)
Записан

Edison

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +99/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 1193
  • Город: Москва
    • Комфорт 2.8d 2017
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2285 : 16 01 2024, 18:55:40 »

WalterSkinner, если внимательно вдумаетесь в свои утверждения, то придёте к выводу, что настаиваете на следующем:
если у чела большой опыт ледяных трасс, то ему будет безопасней ехать по трассе, если её польют на морозе водой..
наверно, это не так, и ему безопасней, как всем, если посыпят противогололёдкой
попробую и в этой теме объяснить "на пальцах" кинематику процесса:
Если момент приходящий на колесо меньше, чем момент проскальзывания колеса (сцепления с дорогой), то моменты от ДВСкоробки, при межосевой блокировки (или отсутствия межосевого дифа), на оси придут одинаковые.
Если на долю секунды колесо касается льда, снега и момент от ДВС коробки на колесо превысит момент проскальзывания колеса (сцепления с дорогой), то одному богу известно, как момент распределится между осями (можно только утверждать, что окружные скорости будут равные).
Если передняя ось выскочила на лёд, задняя ещё на асфальте, то машина ведёт себя как заднеприводная, наоборот - переднеприводная, При одинаковом сцеплении всех колёс, как заднеприводная.
Какому водиле будет безопасней, если долю секунды!!! под его задом заднеприводная, потом передне, потом полноприводная или наоборот?
Не надо писать, что водиле с большим опытом ледяного вождения такая кобыла безопасней.
Если не понятно, что это, то следует поучаствовать в родео (даже чемпиону будет безопасней на кляче, а не на мустанге).
Так рождаются легенды, что симметричный полный привод не предсказуемый и нужен не симметричный межосевой дифф (30/70, 60/40 и т.д.). Его рождают те, кто гоняет на полном приводе у машин без межосевого дифа, остальные (у кого есть межосевого диф) это повторяют не понимая его роли в кинематике движения.
Если владельцы мехосевых МУФТ захотят задать мне вопрос, то пусть сначала ответят почему на скорости на задок у них приходит не высокий момент (обычно около 10%, но не больше 30%)
Записан

WalterSkinner

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +162/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 1158
  • Город: Питер
    • Prado 2,7 2021
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2286 : 16 01 2024, 20:05:59 »

Edison, я лишь настаиваю на том, что нельзя сбрасывать со счетов личные навыки и предпочтения. И что это сильно влияет на безопасность. Мое личное убеждение - на Прадике свободный межосевой дифф безопаснее и понятнее. Для меня. Но я вполне допускаю, что кто-то, обладающий многолетним опытом успешной эксплуатации парт-тайма, впервые сядет в Прадик, прокатится и заблокирует дифф, потому что ему не понравится его поведение, и так ему привычнее. Это сделает его езду более безопасной, потому что он так привык и так у него получается хорошо.
Это примерно как с АБС. Технически она нужна, есть бесспорные плюсы. На практике - вообще не факт. Потому что если вы привыкли в аварийных ситуациях к поведению машины без нее, ее наличие запросто приведет к беде.
Записан

arrows

  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +6545/-7
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 17113
  • Город: Москва
  • Александр
    • TLC PRADO-150
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2287 : 16 01 2024, 20:16:38 »

То есть, если ездил на заднеприводных Жигулях и пересел на Прадик, то чтобы не привыкать к новому,  надо снять передний кардан,  нафига нам 4вд, в жигулях же был задний привод, я не привык к полному, выкинуть АБС с помощниками, камеру заднего вида, гидроусилитель, чтобы было не так легко рулить, как привык итд.
Это так выглядит со стороны, когда пишут, что если человек привык к пратайму, то надо на прадо ездить с заблокированным межосевым. Посмешили. ;D
Не хотел бы с таким владельцем на скользкой трассе встретится.
Записан

TLC PRADO-150 2TR TX-L 2014
GANADOR 4WD Vertex GVE-020 BL

dobriyzloy

  • Старлей
  • **
  • Репутация: +6/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 118
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2288 : 16 01 2024, 21:32:07 »



Резюме. Заблокированный дифференциал снижает скорость прохождения скользких поворотов вкатыванием. Скорость, при которой автомобиль начинает оскальзываться на дороге при включенной блокировке ниже. Вредность блокировки зависит от крутизны поворотов и коэффициента сцепления колес с дорогой. Чем круче повороты и более скользкое покрытие - тем раньше полноприводник с заблокированным дифференциалом потеряет управление. На практике это означает, что на льду ваш автомобиль вдруг откажется поворачивать - поедет прямо. Либо уже на дуге поворота при легком добавлении газа его развернет поперек дороги, а то и вовсе задом наперед.
Вот единственный абзац, который надо прочитать ...тем, кто воображает себя гонщиками...ну и прочим чайникам не помешает...
Записан

UBILAR

  • Полковник
  • ******
  • Репутация: +226/-2
  • Не в сети Не в сети
  • Сообщений: 2337
Re: Прадо на трассе зимой
« Ответ #2289 : 17 01 2024, 06:15:15 »

Это все справедливо при агрессивной езде многие путают Прадо с БМВ , если ездишь не спеша то нормально .
Ну и прадо можно можно пошалить в разумных пределах включая голову
Пошалить можно и на уазике
При чем тут это, разговор о том что прадо совсем не офощь, прекрасно управляется и держится на дороге, особенно с KDSS. Уаизк полено

Смотря с чем сравнивать если с УАЗиком то конечно нет , если с БМВ то да
Записан