Вязкость моторного масла
В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J300 DEC 99, введенная в действие с августа 2001 г. Данная классификация содержит 11 классов: 6 зимних - 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w (w - winter, зима) и 5 летних - 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение через дефис, причем первым указывается зимний (с индексом w) класс, а вторым - летний, например SAE 5w-40, SAE 10w-30 и т.д.
Зимние масла характеризуют два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100оС. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при 100оС, а также минимальное значение динамической высокотемпературной (при 150оС) вязкости и градиенте скорости сдвига 106 с-1.
Масла 0w и 5w почти ничем не отличаются на практике. Данные по низкотемпературной (динамической) вязкости для них следующие (Максимальная вязкость, мПа•с, при указанной температуре).
Проворачивание по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, иммитация холодного пуска) у масла 0w составляет 6200 при -350С, у 5w 6660 при -300С.
Прокачиваемость по методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV) у них одинаковая и составляет 60000 при -400С для 0w и 60000 при -350С для 5w.
«Опыт» проводился якобы при -300С, а при этой температуре данные у масел практически одинаковые. Отличие могло наступить при более низкой температуре.
Потом, если оба эти масла японские оригинальные, то они имеют минеральную основу (выше это уже объяснял).
Кстати, и масла 30 и 40 (летние) тоже почти ничем не отличаются. Так динамическая вязкость у них при 1500С и скорости сдвига 106 с-1 по ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника МПа•с, не менее 2.9. Различаются они только по кинематической вязкости при 1000С (по методу ASTM D 445), мм2/с соответственно минимальная 9,3 и 12,5, а максимальная соответственно 12,5 и 16,3. Работает же масло как раз при температурах около 1500С.
Или более понятным языком (на пальцах) рассмотрим это для 5W.
Расшифровка кодировки вязкости масла – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя.
Вязкость масла – параметр не постоянный, он меняется в зависимости от изменения температуры. Однако при определенном разбросе температур эта величина изменяется не настолько сильно, чтобы масло перестало выполнять свои функции или отличалось от «соседнего» по группе масла.
Если разобраться, то вязкость – это способность молекул масла перемещаться относительно друг друга, не теряя при этом определенных связей. Кроме того, это способность перемещения слоев масла относительно друг друга, с тем или иным внутренним трением. И чем сила этого трения больше, тем вязкость масла будет выше. В практическом понимании этот параметр характеризует, насколько легко масло течет при той или иной температуре. Именно это нам и пытались показать в этом «тесте».
Но в тоже время вязкость моторного масла в определенной степени характеризует способность масла «приклеиваться» к той или иной поверхности. Иными словами, более вязкое масло всегда будет оставлять на поверхности более устойчивую пленку, чем масло с более низкой вязкостью, которое будет просто стекать под действием силы тяжести. Если масло стекло «слишком легко», то оно имеет плохие смазывающие свойства, а это ещё хуже, чем высокая вязкость при низкой температуре.
При низкой температуре мы имеем дело только с пуском мотора (нужна проворачиваемость и прокачиваемость). Работает масло в моторе при другой температуре. Чем выше смазывающая способность масла, тем лучше. А как оно «стекает в бутылке» это от лукавого…
Кроме того, мы ничего не знаем про содержимое этих бутылок. Поэтому глупо комментировать малодостоверный «тест».
Для конкретного мотора важна не столько таблица температур (см. ниже), сколько допуски масел автопроизводителями для мотора и классы его качества (классификация ACEA).