О качестве моторных масел.
Не собирался писать «статью», но хочется прокомментировать «тесты на текучесть» масел Тойота.
Большинство оригинальных масел для японских автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка Японии, являются гидрокрекинговыми или маслами III группы, которые иногда называют маслами технологии VHVI или НС-синтеза. Сами японцы называют свои масла "минеральными", и это правильно, т.к. основой для их производства служит нефть.
Упомянутая III группа: масла на нефтяной или минеральной основе (крекинг), полученные путем гидрокрекинга, т.е. масла очень высокой степени очистки.
Синтетика это масла IV группы (масла на основе неорганического синтеза, в основном это полиальфаолефины (ПАО)) и V группы (масла на основе органического синтеза, основную часть которых составляют эстеры).
На практике любое моторное масло это смесь, как правило, из двух групп базовых масел.
Для справки.
Гидрокрекинговые масла характеризуются: относительно недорогим производством, хорошими смазывающими свойствами, не агрессивностью к РТИ, имеют в большинстве своем слабые низкотемпературные характеристики, ограниченные интервалы замены, прочность масляной пленки ниже, чем у настоящей синтетики.
ПАО: хорошая термостабильность в широком диапазоне температур, отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, увеличенные интервалы замены, дорогое производство, плохие смазывающие свойства, плохая растворимость присадок.
Эстеры: отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, непревзойдённая прочность масляной пленки, низкий процент угара, весьма дорогое производство, гигроскопичность.
Многие из европейских производителей называют гидрокрекинговые масла "синтетикой" и пишут об этом на канистрах: «Синтетика» или «100% синтетика» (без комментариев). Таким образом, многие известные маслобренды планомерно и намеренно вводят в заблуждение автовладельцев, продавая им вместо синтетики «минералку».
Все три образца от Тойоты, как и следовало ожидать, помутнели после -20°, подтверждая предположения о том, что это гидрокрекинг. Если какое-то масло «стекло» в бутылке быстрее в холодном состоянии, то это не говорит о том, что оно лучше. В нём может быть слишком много ПАО, что плохо для мотора (см. выше).
Но не всё так плохо!
Практически все ДВС автомобилей японского производства изначально спроектированы под гидрокрекиноговые масла.
Начиная с 2000 г, Toyota для некоторых автомобилей внутреннего рынка начинает официально рекомендовать низковязкие масла 5W20, а с 2002 г в большинство автомобилей Toyota — масла 0W20 и 5W20, при этом оставляя старые рекомендации в виде 5W30. Для ТЛК 200 для России рекомендация 5W30. Сибирь с морозами -45 градусов – разговор отдельный.
Toyota 5W30 SM изготавливаются на основе рецептур масла Mobil. Данные масла действительно очень хорошие и имеют только один недостаток, касающийся их использования за пределами Японии (2-е место в мире по качеству топлива)— это низкое щелочное число.
Исходя из этого, большинство специалистов рекомендуют интервал замены японских масел 5 тыс. км.
В зимний период, при условии постоянной эксплуатации и использовании автозапуска, этот интервал желательно сократить до 4-4,5 тыс. км.
Есть мнение, что масла с высоким щелочным числом хорошо борются с плохим качеством топлива (в частности с серой), но, как правило, имеют большое количество присадок, которые дают маслу большую зольность. Нет однозначного ответа, что лучше: большое щелочное число или маленькая сульфатная зольность.
«Японская минералка» Toyota 5W30 имеет изначально щелочное число 5-6 и к замене на 5 тыc. км пробега она имеет определенный запас, т.е. её характеристики меняются постепенно, а у европейских масел (на которых написано «синтетика») со щелочным числом 8-11 к 10 тыс. имеют показатели значительно ниже уровня японских.
Японские ОЕМ-масла под брендом Toyota для внутреннего рынка Японии производятся корпорацией ExxonMobil и разливаются в мелкую тару по контракту под брендом Castle (у нас масло Toyota продается в основном через официалов и в крупной фасовке 20 и 200 литров).
Резюмируя.
Масла Toyota 5W30 (впрочем, как и 5-40, 0-30 и т.п.):
- являются гидрокрекинговыми, минеральная составляющая порядка 70-90%;
- имеют очень высокий уровень качества для гидрокрекинговых масел;
- обладают полным набором компонентов и «заточены» под ДВС Toyota;
- обладают отличными низкотемпературными характеристиками для средней полосы России;
- содержат органический молибден, поэтому на них работа ДВС очень тихая и ровная;
- способствуют хоть и мизерной, но экономии топлива;
- при интервалах замены в 5 тыс. км не оставляют в моторе отложений.
И завершая.
Надо понимать, что под «синтетикой», подразумевают только базовое масло, полученное на основе органического синтеза, а не то, на этикетке которого написано «Fully synthetic» — так как, всем известно, отсутствие прямой связи между надписью на сарае и его содержимым.
Правомерность использования фразы «Fully synthetic» (с точки зрения закона) определяется не технологией производства продукта, а правовыми документами. Американский Национальный Совет по вопросам рекламы (NAD) своим решением от 1999 года разрешил маркировать смазочные материалы, изготавливаемые с использованием масел группы III (гидрокрекинг), как «синтетические», чем хитрожопые европейцы и пользуются.