Вот небольшая статья...
Что позволяет понять показатель «HTHS масла»
было установлено, что динамическая вязкость современных синтетических масел при увеличении температуры и скорости сдвига снижается более стремительно, чем вязкость минеральных масел, т.е. они являются «неньютоновскими жидкостями», что является ограничением при изыскании резервов по снижению топливной экономичности за счет снижения вязкости.
Чтобы поставить своеобразный барьер, который переходить нельзя, в США был введен показатель качества масла - «high temperature, high shear rate» (HTHS) и стандартизировано его минимальное значение для каждой марки моторного масла.
Анализируя приведенный материал можно сделать лишь один общий бесспорный вывод: чем ниже HTHS моторного масла, тем лучше будет топливная экономичность двигателя (а следовательно и автомобиля), особенно длительное время работающего при высоких оборотах коленчатого вала.
при схожих нагрузках масла с более высокими числами HTHS обеспечат масляную пленку большей толщины (чем масла с низкими числами HTHS) при некотором ухудшении топливной экономичности.
Лев Тюрин
Новогорск, июль 2014
Конечно, многостаночник Лев Тюрин, который ранее вёл блоги про ШРУСы, про историю советского автопрома и прочие популярные автомобильные темы, является несомненным авторитетом в малоизученной области гидромеханики, называющейся "Теорией течения Неньюто́новских жи́дкостей"...
Как дипломированный специалист в этой области, могу заметить, что
Неньюто́новской жи́дкостью называют жидкость, при течении которой её вязкость зависит от градиента скорости.
К ним относятся тиксотропные, вязкопластичные и дилатанные жидкости (краска, зыбучий песок, полимерные расплавы и растворы). Макароны (точнее процесс их продавливания через фильеры при изготовлении) в "жидком виде" тоже являются неньютоновскими жидкостями...
Даже очень грязные моторные масла (конечно, если они не превратились в солидол) к указанным жидкостям не относятся...
Речь вообще-то шла о применении добавок в масла, которые позволяли уехать, например, танку с поля боя с пробитым масляным баком...
Градиент скорости меняется в пограничном слое масла на поверхности подшипника трения скольжения от нуля на поверхностях до максимального значения "в центре" масляного клина... Т.е. в "середине" масляного клина он максимален, т.е. вязкость таких специальных "синтетических" "неньютоновских" масел (не имеют ничего общего с реальными автомобильными "синтетическими" маслами) в центре клина минимальна и максимальна, соответственно, на самой поверхности трения. Т.е. на самой поверхности трения никакого снижения вязкости не будет даже у неньютоновского масла...
Впрочем, такие "тонкости" Льву Т. неведомы, зато можно красиво порассуждать на малопонятную для большинства тему...
Если предположить, что вязкость грязного масла зависит от градиента скорости его сдвига, то у более жидкого масла 5W30 такой эффект ("потеря вязкости") при загрязнении будет сильнее, чем у более вязкого 5W40. Это неизбежно потребует его более частой замены, чтобы не повредить мотор.
Американцы с одной стороны хотят более "экономичных", т.е. более жидких при высоких температурах масел, а с другой стороны боятся клина мотора, т.е. ограничили вязкость таких масел снизу. Поэтому и ввели показатель HTHS.
Японцы, конечно, ребята экономные и дизельный мотор ТЛК 200 может работать на жидком масле В1/В5. Однако оно быстро портится и требует хорошей солярки. После начала потери ДСС (начиная с 2500 пробега после замены) такое масло начинает быстро угорать...
Поэтому (повторяю ещё раз) для РФ сейчас дилеры используют более вязкое масло 5W40 В3/В4/В5, которое медленнее теряет свои свойства на нашей в среднем плохой солярке (50% всего производства солярки в РФ, т.е. хорошая идёт на экспорт в ту же Европу) и по мнению дилера его можно менять реже.
Для старого мотора особенно в жару у любителей "зажечь" использование более вязкого масла - это АКСИОМА!!!
Что забавно, так это то, что японские и американские масла ориентированы на классификацию API. Ни на одном японском масле вы не найдёте обозначение АСЕА (пресловутые "А" и "В"), однако здесь почему-то с пеной у рта принято доказывать, что надо непременно В1/В5...
А по API масло для дизельного ТЛК 200 указано самое "простое" из начала действующей классификации. На сегодняшний день классификация API включает семь действующих классов для "дизельных" масел (устаревшие классы не учитываем): CJ-4 (последнее нововведение), CI-4, CH-4, CG-4, CF-4, CF-2 и CF (введено в 1990 году); первое - самое "крутое", последнее - самое "отстойное".
А понятие "жидкое" для дизельного мотора ТЛК 200 надо понимать как "минеральное" (точнее гидрокрекинговое), свободное от множества "загущающих" "синтетических" присадок...
Более вязкое (более дорогое) масло мотору никакого вреда не нанесёт!!!
Не надо париться попусту...