День третий. Агвали и окрестности. День релакса. Можно покататься по окрестностям полдня, можно целый день, можно в горах переночевать. Нам было проще, у нас был проводник. Мы знали куда ехать. А так в горах очень много дорог и можно немного поплутать. Но в этом тоже есть своя прелесть, можно «случайно» узнать то, что «специально» не узнаешь.
Сначала несколько строк интересной (на мой взгляд) информации.
Нам повезло посетить тренировочную базу борцов. Не является секретом, что Дагестанские борцы являются лучшими не только в России, но и в мире, регулярно одерживая победы на самых различных чемпионатах и соревнованиях. Теперь я понял, почему их победить не так просто. Конечно, есть опытные тренеры, в прошлом сами чемпионы, есть трудолюбие и фанатизм в желании победить, есть генная память и т.п. но, есть и условия, в которых проходят тренировки, а от этого очень многое зависит.
Спортивный лагерь находится на высоте свыше 1500м над уровнем моря, тренировки проходят в окрестностях на высоте до 2000м, где изначально недостаточное количество кислорода. Потенциальные чемпионы с момента рождения живут в условиях высокогорья, и когда спускаются в долину, их организм изначально находится в более выигрышных условиях (с точки зрения выносливости и способности совершать тяжелую физическую работу).
Если вы обратили внимание, то на фотографиях видно, что дома находятся очень плотно друг к другу, местами фактически «фундамент на крыше», а вокруг достаточно свободной земли. Так вот, свободной земли в горах не бывает. Есть граница села, в пределах которой можно строиться, а все остальное пастбища и за этим следят строго. Часто бывает, что родители умирают, дети уехали в долину, дом стоит брошенный, разрушается, но его никто не тронет, пока не утрясут все вопросы с наследниками. Мы видели много дней, которые стоят заброшенными не один десяток лет.
Сейчас я хочу привести текст, скопированный с официального сайта Администрации Цумадинского района. Из текста видно, на сколько многонациональным и многоязычным является только один район Дагестана, не говоря уже о Дагестане в целом.
Есть общий язык (Аварский), который используют для общения местные жители. А есть еще диалекты. Так вот, живущие по разные стороны ущелья, в селах находящихся в прямой видимости могут не понимать друг друга, если будут говорить на диалектах…
«На территории района проживают 99,8% аварцев, остальные – других национальностей.
Письменность – аварская. В районе имеются многочисленные этносы и этнические группы, имеющие разные диалекты языка. Левый берег р.Андийское Койсу заселяют чамалинцы (н.п. Агвали, Гигатли, Гигатли-Урух, Гадири, Верхнее Гаквари, Нижнее Гаквари, Гачитли, Гигих, Ричаганих, Цумада, Кочали, Цедатли, Цумада-Урух), составляющие более 40%.
На правом берегу р.Андийское Койсу проживают багулалы (н.п. Кванада, Гимерсо, Тлондода, Хуштада) 20%. Рядом с багулал проживают тиндал (н.п. Тинди, Эчеда, Акнада, Ангида, Аща, Тисси, Тисси-Ахитли, Халих) – 15%. В верховьях Андийского Койсу проживают инхокваринцы и хваршинцы, говорящие на дидойском диалекте (н.п. Инхоквари, Сантлада, Хвайни, Квантлада, Хварши, Хонох) – 10%.
На левобережье Андийского Койсу проживают кединцы, саситлинцы, сильдинцы, метрадинцы, хваршининцы, гаккойцы и цихалахцы, говорящие на чистом аварском языке – более 10%. Жители с.Хушет разговаривают на цезском языке.
Все этносы района являются коренными жителями за исключением жителей н.п. Кеди, Саситли, Сильди, Гакко, Метрада, Нижнее Хваршини, Верхнее Хваршини, Цихалах, которые еще в XIX веке были переселены царскими властями из центральных аварских районов.»
А теперь пора за руль и в путь.
Стоп, пару слов об автотранспорте. На чем лучше передвигаться по горам? Понятно, что протиф Прадика никто ничего не имеет, но это не совсем бюджетный вариант.
Но даже «Прадики» чувствуют себя тут не всегда комфортно. За все наши путешествия только тут я смог перегреть масло в коробке (АКПП). Если первый раз достаточно резво начали подниматься в гору и лампочка загорелась, то второй раз поднимались спокойно, не раскручивая сильно движок и все равно, в конце пути, метров за 200 до озера, загорелась лампочка.
Первая мысль – что в «Мурзике» не так. Оказалось – все нормально. Через пару часов, во время очередного застолья, меня спросили, как мой «Прадик» забрался на гору и тут выяснилось, что примерно в том же месте, где на «Мурзике» загорелась лампочка перегрева, на 120-ом тоже загорается «перегрев».
Что предпочитают местные жители?
Самая лучшая машина из доступных.
Казалось бы, что «Шеви Нива» более комфортная, пять дверей, все это так, но вот только движок для этого кузова «дохловат». Если в горизонтальной плоскости автомобиль едет, то при подъеме в гору приходится переключаться на пониженную передачу, на повышенной движок «не тянет».
А вообще хочется сказать – ребята, учитесь ездить. Практически везде, где мы были на «Нивах», на «Прадиках», на «Паджериках», местные жители ездят на «Грантах» и «Приорах» (только не на заниженных, заниженные Приоры это фишка побережья).
Поехали туда, куда доедем.
Смотровая точка №1, 42.51048 46.12784
Беседка. Координаты не указываю, частные владения. Но если найдете – не прогонят.
Полянка для пикника. 42.50326 46.16809
На Полянке навесы, лавочки, столы. Идеальная чистота вокруг, чужих тут нет, а местные берегут Поляну.
Стоянка Чабанов. 42.49792 46.17724
Мы попали на стоянку, когда молодняк отделяли от основного стада. Может дележ был и по другому принципу, я уже не помню.
Озеро. 42.49513 46.17847
Раньше тут был ручеек. Люди построили небольшую дамбу. Получилось озеро. Запустили рыбку. Рыбка прижилась. И окрестности озеро украсило.
Смотровая точка №2. 42.49525 46.16636
Высокогорные луга. 42.48870 46.17962
Ну вот, поднялись вверх, спустились вниз, Надо было двигаться в Махачкалу, По дороге есть одно место, достойное длительной остановки.
Озеро среди гор. 42.78882 46.79785
Мы хотим высказать искренние слова благодарности нашему давнему другу Анвару и новым друзьям в Агвали и окрестностях за открытую душу, гостеприимство, внимание и все те теплых качества, которыми славятся жители Кавказа! Спасибо !