У ЕГР есть конкурент-система SCR. (по части борьбы с NOx)
"Прежде чем понять, что такое SCR, нужно понять, что такое стандарты «Евро-4» или «Евро-5». Этим термином сокращённо называют Правила ЕЭК ООН — Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций. В 1958 году в Женеве эта комиссия приняла «Соглашение о стандартизации транспортных средств» - нечто вроде привычных нам ГОСТов. В правилах, принятых в рамках этого соглашения, указаны требования к безопасности и экологичности абсолютно всего транспорта: от мотороллеров до поездов — регламентируется уровень шума, количество ремней безопасности, конструкция сцепных устройств...
Два пути
В числе прочего, содержатся в правилах и требования к токсичности выхлопа: оговаривается содержание в выхлопных газах углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твёрдых частиц (например, сажи). Экологические стандарты, содержащиеся в «Евро-1», заработали в 1992 году. В настоящее время в Европе действует уже «Евро-5», а через три года вступают в силу стандарты «Евро-6».
С твёрдыми частицами автопроизводители справились с помощью сажевых фильтров, а с СО и СН — с помощью каталитических нейтрализаторов на основе платины, родия и палладия. Основную проблему на сегодняшний день представляет четвёртый контролируемый компонент выхлопа — оксиды азота (NOx). Инженеры автоконцернов предложили два варианта решения этой проблемы: EGR и SCR.
EGR (Exhaust Gas Recirculation) – рециркуляция выхлопных газов. На двигателях с EGR часть выхлопных газов подается во впускной коллектор. Это снижает температуру сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах и уменьшает образование NOx.К сожалению, при этом уменьшается мощность двигателя, падает ресурс сажевого фильтра, сильнее загрязняется масло, повышается требовательность к качеству топлива. Кроме того, EGR может обеспечить «Евро-4», но не «Евро-5».
SCR (Selective Catalytic Reduction) — выборочное каталитическое восстановление. В этой системе оксиды азота превращаются в азот и воду по такой схеме: «3NO + 2NH3 → N2 + 3H2O». NH3 – это химическая формула аммиака. Чтобы доставить аммиак в выхлопные газы, в выпускной тракт впрыскивается специальная жидкость под названием AdBlue (NH2CONH2 + H2O), которая из-за высокой температуры мгновенно распадается на углекислый газ и аммиак.
Недостатков, свойственных системе EGR, SCR не имеет, но платить за это приходится появлением дополнительной расходной жидкости.
Устройство SCR
Устроена система SCR следующим образом. Бак для AdBlue стоит рядом с кабиной грузовика. Выполнен он, как правило, из пластика. AdBlue почти не расширяется при замерзании, поэтому разрыва бака можно не бояться.
Внутри бака предусмотрен подогрев — змеевик, соединенный с системой охлаждения двигателя. После бака установлен насос, создающий давление жидкости в магистрали. Магистраль подогревается электрически. После насоса стоит дозирующее устройство, объединенное с блоком управления системой SCR. Впрыск должен быть достаточно точным, чтобы количество жидкости точно соответствовало объёму выхлопных газов в каждый конкретный момент. Непосредственно перед катализатором стоит форсунка, подающая AdBlue в выпускной тракт.
В системе предусмотрены два фильтра AdBlue – грубой и тонкой очистки, стоящие, соответственно, после бака и после насоса. Катализатор, в который впрыскивается AdBlue, также нестандартный — в нем используется не платина, а ванадий. Именно в присутствии оксида этого металла реакция нейтрализации NOx идет особенно активно. Ванадий не разрушается от серы, поэтому автомобили с SCR не так требовательны к качеству дизельного топлива.
Стоит сказать, что система SCR уже ставится и на легковые автомобили, но принципиально конструкция не отличается.
Что дальше?
Версии системы SCR для стандарта Евро-5 отличаются увеличенным размером катализатора, более мощным насосом и, соответственно, большим расходом AdBlue.
А грузовики, выполняющие нормы Евро-6, помирили сторонников разных систем нейтрализации NOx. Они используют одновременно SCR и EGR.